12 мая будет объявлен победитель ежегодной Deutsche Börse Photography Prize – одной из самых престижных фотографических премий.

Deutsche Börse Photography Prize была основана в 1996 году лондонской The Phtographer´s Gallery. Раньше премию финансировала корпорация Citigroup, и называлась она Citigroup Photography Prize. В 2001 году, кстати, призером премии стал украинский фотограф Борис Михайлов. С 2005 года премией в 30 000 фунтов стерлингов ведает корпорация Deutsche Börse. В приоритетах жюри – новые молодые таланты, незамыленный взгляд и прогрессивный подход к фотографии – и как к художественной практике, и как к арт-объекту в системе других искусств.

В 2014 году финалистами премии стали четверо фотографов: испанец Альберто Гарсиа-Аликс (Alberto Garcia-Alix), немец Йохен Лемперт (Jochen Lempert), американка Лорна Симпсон (Lorna simpson) и ирландец Ричард Мосс (Richard Moss).

© Alberto Garcia-Alix. My feminine side, 2002
© Alberto Garcia-Alix. My feminine side, 2002

Альберто Гарсиа-Аликс (Alberto Garcia-Alix) – испанский фотограф, лауреат Национальной Фотопремии 1999 года. Альберто – довольно яркий участник культурного движения La Movida Madrileña, гедонистской светской и арт-тусовки во главе с Педро Альмодоваром, бурно радовавшейся свободе во всех ее проявлениях после смерти Франко в 1975 году. Черно-белые снимки Альберто Гарсиа-Аликса отмечены то бесстыдством, то явным эпатажем, то какой-то особенной, свойственной исключительно испанскому визуальному искусству томной меланхолией. На Deutsche Börse Photography Prize Гарсиа-Аликс номинирован за альбом Autorretrato («Автопортрет»), La Fabrica Editorial, изданный в 2013 году. На 220 страницах Гарсиа-Аликс собрал собственные автопортреты за сорок лет жизни – с конца правления Франко до наших дней. То напряженные, то лиричные фотографии рассказывают не только и не столько об Испании после Франко или о Гарсиа-Аликсе за эти сорок лет, сколько о фотографии как способе провести границу между внутренним и внешним опытом, зафиксировать страхи, радости и неврозы.

© Jochen Lempert, Aves-Ucelli, 1997-2013, 9 photographs, gelatin silver prints, 59 x 48 cm each photograph. Overall dimensions; 187 x 154 cm, Ed. 6, Photograph: Roberto Ruiz / Courtesy ProjecteSD
© Jochen Lempert, Aves-Ucelli, 1997-2013, 9 photographs, gelatin silver prints, 59 x 48 cm each photograph. Overall dimensions; 187 x 154 cm, Ed. 6, Photograph: Roberto Ruiz / Courtesy ProjecteSD
     

Йохен Лемперт (Jochen Lempert) – немецкий фотограф, биолог по образованию, Лемперт и в визуальном поле не отвлекается от живой природы. Работы Лемперта, посвященные животному и растительному миру, в 2013 году выставлялись в Hamburger Kunsthalle. Именно благодаря этой выставке Лемперт стал номинантом Deutsche Börse Photography Prize. Птички и зверюшки на черно-белых снимках Лемперта функционируют совсем иначе, чем, скажем, на ярких, осязаемых кадрах National Geographic. Лишенные цвета перья, монохромные солнечные блики, почти однотонная морская пена, почти черные антилопьи глаза становятся идеальной, неискусственной и не придуманной формой, уравненной в правах с человеческим телом и телом вообще. Проект Лемперта – это демонстрация внутренних связей, схожести и подобий, которыми пронизан окружающий мир.   

© Lorna Simpson. Momentum (still), 2011
© Lorna Simpson. Momentum (still), 2011

Лорна Симпсон (Lorna Simpson) из США вошла в четверку финалистов благодаря своей выставке "Ретроспектива Лорны Симпсон в Jeu de Paume в Париже". Среди остальных трех участников Симпсон выделяется своей перформативностью, стремясь объединить в одном проекте образ, текст, объект, видео. Работы Симпсон – о гендере, телесности и сексе, об обществе и его стереотипах. Но вместе с тем в фокусе Лорны Симпсон оказываются и экспрессивные возможности фотографии; помещая снимок в другой контекст, отличный от схожего с живописью и привычного нам, Симпсон размышляет в том числе и о фотографии как объекте. Ее работы – скорее инсталляции, чем снимки в общепринятом смысле этого слова, и фотография для нее одновременно инструмент и объект исследования.

© Richard Mosse. Safe From Harm, 2012
© Richard Mosse. Safe From Harm, 2012

Ричард Мосс (Richard Mosse) – поводом для включения Ричарда Мосса в состав финалистов Дойче Борсе Прайз стала его выставка «Анклав» (The Enclave) на Венецианской бьеннале-2013, в Ирландском павильоне. На залитых не то розовым цветом, не то размытой кровью фотографиях – пейзажи, повстанцы и обычные жители Демократической Республики Конго, где с 1998 года идет гражданская война. Мятежи и военные действия то затухают, то снова разгораются; погибло уже 5,4 миллиона человек.

Снимки Мосса сделаны с помощью цветной инфракрасной пленки Kodak Aerochrome, которую использовали в разведке, чтобы обнаружить солдат в камуфляже. Малиново-розовые пейзажи Мосса кажутся какой-то фантасмагорией, фантастичным выдуманным миром. Или кадрами из футуристичного блокбастера. И тем страшнее тот факт, что все это вовсе не выдумка, а самая что ни на есть реальность. Инфакрасная фотография Мосса выступает не только художественным, но и вполне себе идеологическим средством, надстраивая над снимками другие, более глубокие смыслы – о противоестественности гражданской войны, о роли человека в происходящем, о будущем.   

В «Анклав» вошли не только фотографии, но и видео, сделанное кинематографистом Тревором Твитином (Trevor Tweeten) и композитором Беном Фростом (Ben Frost). Инсталляция демонстрировалась в затемненной комнате, заставляя зрителя взглянуть на события в Конго с разных точек зрения, но с неизменным ощущением эффекта присутствия. До 1 июня проект будет демонстрироваться в музее Foam.       

В жюри Deutsche Börse Photography Prize в 2014 году вошли:

Кейт Буш (Kate Bush), куратор
Йитка Ханцлова (Jitka Hanzlová), художник
Томас Зилиг (Thomas Seelig), куратор и директор Fotomuseum Winterthur
Анна-Мария Бекман, куратор коллекции Deutsche Börse.
Председатель жюри – Бретт Роджерс (Brett Rogers), директор The Photographers’ Gallery.