Без названия 1986-87 © Carla Williams
Без названия 1986-87 © Carla Williams

Автопортреты Карлы Уильямс, сделанные во время ее учебы в Принстоне, стали путешествием к самопознанию, вдохновленным найденной порноколлекцией ее отца.


В своей новой книге «Нежная» (Tender), фотограф Карла Уильямс представляет серию работ, включающую частные автопортреты, сделанные во время изучения фотографии в принстонском университете в середине 1980-х и 90-х. Изображения скромные, но изысканные, дают возможность заглянуть в ключевой момент жизни автора. Книга получила престижную награду Aperture Foundation/Paris Photo First PhotoBook. Приобрести издание можно в TBW Books.

Без названия 1985-86, Принстон © Carla Williams
Без названия 1985-86, Принстон © Carla Williams

Карла Уильямс: «Я росла в 1970-х и была младшей из четырёх сестёр. Большую часть моего детства, у нас была одна ванная на всех шестерых, узенькая комнатка на первом этаже. Она была тесной по любым понятиям, но моя мама, со своими неосуществимыми стремлениями к образу жизни верхушки среднего класса, украсила эту ванную, словно бы сюда постоянно ходили гости, золотистой скамейкой с загнутым концом, которая должна была стоять под туалетным столиком.  Но соответствующего столика не было – для него просто не хватало места. Вместо этого там лежала стопка свежевыстиранных сложенных полотенец».

Без названия (Венок из роз) 1988, Альбукерке © Carla Williams
Без названия (Венок из роз) 1988, Альбукерке © Carla Williams

«Не помню, когда точно, но однажды я открыла сокровище, спрятанное среди мягких, сладко пахнущих тканей: тайник моего отца с порнографией. Полотенца на скамейке и под раковиной постоянно были заполнены журналами «Плейбой» или «Пентхаус» за предыдущий месяц, а иногда мимолетно появлялись очень редкие «Хастлер» или другие более хардкорные издания».

Без названия 1987-88, Альбукерке © Carla Williams
Без названия 1987-88, Альбукерке © Carla Williams

«Когда журналы были в ванной, они были лёгкой добычей, и мне не терпелось добраться до всех. Хотя мои родители-католики не были соверешнно снисходительными, не были они и ханжами. Мы выросли, играя и устраивая вечеринки по случаю дня рождения в отдельной шумной комнате за нашим домом, украшенной разворотами «Плейбой» в рамках и комиксами. Эти дамы стали очень знакомыми, а одна даже сильно напоминала мою тетю Дорету. Я думаю, что наличие этих журналов обозначало некое ложное табу, такую разновидность игры».

Без названия (Узелки Банту) 1989-90, Альбукерке © Carla Williams
Без названия (Узелки Банту) 1989-90, Альбукерке © Carla Williams

«Как вы можете догадываться, «Плейбой» и «Пентхаус» в 1970-х и ранних 1980-х не отличались выдающимся разнообразием. Фотографий темнокожих моделей в стиле «пинап» было очень мало, всего пара в год, и ещё реже они появлялись на развороте. Для этого у нас был «Джет», карманный еженедельный новостной журнал от Johnson Publishing, который в 1952 году начал публиковать «Красотку недели», чернокожую женщину в бикини, чье имя, род занятий и размеры  помещались рядом с ее фотографией. «Джет» был семейным журналом, и поэтому эти красотки выглядели очень сексуально».

Без названия 1985-86, Принстон © Carla Williams
Без названия 1985-86, Принстон © Carla Williams

«Как впечатлительный, книжный ребёнок, я восхищалась этими женщинами. Я думала, что они самые крутые в мире, так как чувствуют себя настолько свободными, чтобы позировать в таких съёмках, на что не решился бы никто из моей семьи».

Без названия (узлы развязаны) 1989-90, Альбукерке © Carla Williams
Без названия (узлы развязаны) 1989-90, Альбукерке © Carla Williams

«Эти неизгладимые впечатления были отчасти причиной того, что я стала делать автопортреты, начав изучать фотографию в колледже. Я не стремилась попасть в «Плейбой» или «Джет», но я хотела быть увиденной, и я хотела контролировать, на что это похоже»

Без названия (лицом вниз) 1985-86, Принстон © Carla Williams
Без названия (лицом вниз) 1985-86, Принстон © Carla Williams

«Я не помню, когда я впервые решила снять одежду перед камерой. Я знаю, что это был первый год обучения фотографии, вероятно первый семестр. Контрольки показывают, как я экспериментирую с постепенным снятием одежды. В колготках. Снять колготки. Нога вверх. Улыбнись. Подмигни. Я поняла, что знаю, что делать, так как я видела, как это происходит уже много лет».

Без названия 1989-90, Альбукерке © Carla Williams
Без названия 1989-90, Альбукерке © Carla Williams

«Я никогда никому не показывала эти фотографии. Они совсем не были похожи на журналы, но зато были похожи на меня, и я была в восторге. Я каждый день видела возвышенные обнаженные тела на уроках истории искусств, но я не хотела быть Чарис Уилсон. Я хотела быть Эдвардом Уэстоном и Чарис Уилсон в одном лице».

Без названия (флиртующая) 1987-88, Альбукерке © Carla Williams
Без названия (флиртующая) 1987-88, Альбукерке © Carla Williams

«Я знала, что мне надо больше технического умения, и что я начала заниматься чем-то, чего толком не начала понимать».

Без названия (бюстгальтер) 1987-89, Альбукерке © Carla Williams
Без названия (бюстгальтер) 1987-89, Альбукерке © Carla Williams

«Я отложила эти негативы и контрольки более чем на 30 лет. Но я продолжала фотографировать. И я никогда больше не одевалась до конца».

Без названия (плачущая #1) 1984-85, Принстон © Carla Williams
Без названия (плачущая #1) 1984-85, Принстон © Carla Williams

Рене Муссаи, член жюри конкурса Aperture Foundation/Paris Photo award, написал: «Это выглядит и читается как красивое и интимное путешествие, реализованное в виде книги, напоминает художницу, находящуюся в нежном общении со своей молодостью, человеком, который посвятил большую часть своей художественной практики защите чернокожих женщин в визуальном представлении и репрезентативной политике». 

Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича